

Предметные методические разработки: формы и методы преподавания на уроках современной литературы.
Формы и методы преподавания и обучения в области современных методов и форм преподавания и обучения. ‘Разработка уроков литературы по теме: «Дубровский», 6 класс’
‘Формы и методы преподавания на уроках современной литературы’
Систематическое развитие
Редактор: преподаватели русского языка и литературы
Квалификация первого класса.
Макеева Оксана Михайловна
Конспект урока литературы в шестом классе
SUBJECT: Роман А. Пушкина «Дубровский
ЦЕЛЬ: Дать представление о жанре романа. Познакомить студентов с происхождением романа. Развивайте навыки анализа текста и пополняйте словарный запас учащихся.
Темы — создают условия для интерпретации романа А.С. Пушкин, познакомивший его с историей своего творчества, историей
Контекстуальные исследования для определения драматического и исторического значения романа, методы анализа литературных произведений.
Метатема — создание условий для понимания тем, идей и вопросов текста, подбор аргументов в поддержку своей точки зрения и демонстрация причинно-следственных связей в устном и письменном изложении, формирование коммуникативных и культурных навыков. Научиться использовать различные источники для самостоятельной организации деятельности.
Личностные — Формирование интеллектуальных и моральных качеств человека на примере черт характера литературных произведений, вечных и непреходящих моральных ценностей, определенных автором литературного произведения, доброжелательности в различных ситуациях общения.
Тип: формирование новых знаний.
Организация времени.
Упражнение «Приветствие глазами» является одной из активных техник.
Цель — создать позитивный рабочий настрой, наладить контакт между студентами. Эта техника предполагает приветствие студентов не словами, а молча и глазами. В то же время каждого ученика просят визуально увидеть, как он или она себя чувствует сегодня.
Эмоциональная подготовка.
— По разным вопросам. О том, что хорошо, а что нет. Поговорим об этом?
— Мне интересно!
Общайтесь с участниками.
Поднимите руку, если у вас сейчас хорошее настроение.
-Люди, у которых здесь есть друзья, поднимите руку.
— Поднимите руку, если вы знаете, чем мы сегодня занимаемся.
-Люди, которые не знают, чем мы сегодня занимаемся, поднимите руку.
— Люди, которые с удовольствием сидят и делают свою работу.
-Люди, которые хотят сегодня писать без ошибок, поднимите правую руку…
— Все, кто хочет сегодня ответить на вопросы совета, поднимите левую руку…
Понять теоретическую концепцию «художественной литературы».
Можете ли вы вспомнить, какие литературные жанры вы уже знаете?
(В идеале учащиеся называют следующие жанры: сказка, рассказ, повесть, роман, средний роман, поэма, баллада). Сегодня мы представляем совершенно новый литературный жанр: роман.
Роман — это длинное повествовательное произведение, характеризующееся наличием различных персонажей и сюжетных ответвлений. В романах обычно устанавливаются важные
философские и социальные вопросы.
Упражнение Студент.: Прочитайте определение романа и скажите, что произведение А.С. Пушкина «Дубровский» является романом.
(Ответы, ожидаемые от студентов.В этом произведении А.С. Пушкин изображает дворян — богатых и бедных, чиновников — мировых судей, тюремных надзирателей и станционных смотрителей, крестьян — дворовых, кузнецов, пажей и доярок. В романе описываются два поколения дворянских семей (Толкуловы и Дубровские) и крестьянская семья (Орина Бузилева и Гришка), описываются несколько важных событий в жизни человека: свадьба, смерть. Здесь есть любовная история и детективный сюжет. В романе поднимается важный вопрос: как жить в мире, где царят несправедливость и беззаконие?


Рассматриваемые темы уроков.
-Создание романа.
Доклад учащегося об истории создания романа «Дубровский» (на основе текста семинара «Читаем, думаем, обсуждаем», см. ниже).
— Введение в исторический и культурный контекст периода.
Активизируйте имеющиеся у детей знания об этом периоде с помощью вопросов. — Прочитайте первую строчку романа.
-Когда происходит действие романа?
(Учителям важно указать, что действие происходит в начале 19 века).
-Каким было общество в то время?
(Диктатура; крепостное право. Царь; сословия: аристократия, чиновники, крепостные, свободные крестьяне. (Общая идея))
— Какое исследование мы провели по теме крепостного права в пятом классе? Рассмотрим «Муму» И.С. Тургенева. — Каково было отношение баронессы к крепостным? Каковы были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя крепостные старой помещицы.
— Вспомните рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник». К какому классу принадлежали Жилин и Костылин? Оба офицера были дворянами, но Костылин был богат, а Жилин беден. Дворянство не было однородным. Дворяне владели поместьями, состоящими из земли и крепостных крестьян. Одни дворяне владели большими участками земли (поместьями) и множеством крестьян, другие имели небольшие поместья. Дворяне могли жениться и выходить замуж только за людей своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным явлением и отказывались от своей собственности по своему усмотрению (вспомните высокомерие «муммовских» девиц). Они считали людей, не принадлежащих к знати, недостойными внимания и уважения. Дворяне обычно жили в своих поместьях, имели собственные дома и часто посещали дома друг друга. Крестьяне называли своих хозяев словом «барин», любовниц — баринами, а детей — балчуками и балчатами».
— Помните, что «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина — это жанровый роман. Это сложное произведение с множеством персонажей и обширным сюжетом. Роман «Дубровский» имеет несколько сюжетных нитей. История взаимоотношений между землевладельцем и его соседом. История любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского. Отношения между крестьянином и аристократом. Месть Владимира Дубровского и другие. Роман Пушкина небольшой по объему, но интересный по своей структуре. (Композиция — построение вымышленного произведения, расположение и взаимосвязь всех частей, образов и эпизодов).
Вспомните элементы композиции.
1. экспозиция — начало.
2. сюжет — развитие действия.
3. кульминация произведения — момент напряжения, пронзающий сердце.
4. заключение — конец работы.
Роман Пушкина построен следующим образом.
Выставка — это история дружбы помещика Кирилы Петровича Толкулова и Андрея Гавриловича Дубровского, которые живут по соседству и дружат уже много лет.
Сюжет — инцидент в питомнике Троклова, который приводит к драке между друзьями. Жестокая шутка с запахом разрушает давнюю дружбу. Конфликт обостряется. Чтобы наказать своего бедного, но гордого соседа, Троклов использует связь, чтобы незаконно завладеть имуществом прежнего размера. Протесты против несправедливого решения приводят к беспорядкам, и владения Троклова не достаются жадному и эксцентричному Троклову, так как Хориген поджигает Кистевку.
Кульминация — высшая точка конфликта — показана в эпизоде, в котором Дубровский — Дефорж признается Марье Кириловне, что птица объявлена уничтоженной. История приближается к своей кульминации. Герой потерял все: отца, дом, возлюбленную. Дубровский, конечно, строил планы реставрации, но когда он увидел Машу, он влюбился в нее, и его сердце почувствовало унижение: «Я понял, что дом, в котором ты живешь, свят, и что ни одно существо не связано с тобой кровным родством, отвращает мое проклятие. Я отказался от реставрации как от безумия». Больше его здесь ничто не держит. Он покидает лагерь разбойников. —— Какова дальнейшая судьба дворянина Владимира Дубровского? Дубровский увез молодого человека за границу, а другие утверждали, что вернули ему грабителей. Знаете ли вы с уверенностью, что случилось с главным героем истории? Как вы думаете, с какой целью Пушкин ничего не рассказал о последних годах жизни главного героя?
(Автор хочет, чтобы читатель сам выбрал, чем закончится роман. Именно поэтому в романе отсутствует отрицание как элемент структуры романа.
Этот прием автора называется открытым. Исследователи творчества Пушкина обнаружили записи о планах третьей части романа «Дубровский». От автора: после смерти Верейского Владимир возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марией. Возможно, он будет притворяться британцем. Однако в связи с ограблением на Дубровского подается жалоба, и появляется полицейский. Это предположение, поскольку Пушкину так и не удалось написать продолжение.
Русский писатель Андрей Платонов писал: «Пушкин — это конец, подобный горизонтам моря: достигнув их, он снова видит бесконечное пространство, ограниченное лишь воображаемыми линиями…». Он считает, что так оно и есть.
Элемент Underline/Подчеркивание.
Подчеркните нужные. Что случилось с Владимиром Дубровским в конце работы? Мы знаем, что финал Пушкина остался открытым. Открытость заключается в том, что в работе нет отрицания.
Он оставил свое крестьянство и уехал за границу.
Он был пойман и заключен в тюрьму.
5. беседа о романе.
— Увидимся в первой главе?
(Кирила Троклов и Андрей Гаврилович Дубровский.)
— Можете ли вы назвать его «Большой барон прошлого»?
(Кирила Петрович Троклов).
— Давайте вернемся к тексту. Что говорят авторы о сходствах и различиях между этими персонажами?
Характер домовладельца 6. Практическая работа. Составьте план сравнительной характеристики характеров Андрея Добровского и Кирилы Троклова. (Подборка цитат, описывающих персонажей).

