Жители Центральной и Восточной Европы менее терпимо относятся к мусульманам и евреям, однополым бракам и легальным абортам
ВАШИНГТОН, округ Колумбия (29 октября 2018 г.) — Несмотря на то, что железный занавес, от которого до сих пор избавлялась Европа, в последнее время разделен резкими различиями по социальным вопросам, таким как религия, меньшинства, однополые браки и легальные аборты. По сравнению с западноевропейцами, небольшое число жителей Центральной и Восточной Европы готовы принять мусульман и евреев в качестве членов семьи и соседей, предоставить геям и лесбиянкам право на брак и распространить определение своей национальной идентичности на других людей, кроме себя. родилась собственная страна.


Эти различия выявлены по результатам серии опросов, проведенных Pew Research Centre в период с 2015 по 2017 год. Из примерно 56 000 взрослых (в возрасте 18 лет и старше) в 34 странах Западной, Центральной и Восточной Европы, более чем через десять лет после того, как Европейский Союз начал расширяться далеко за пределы своих западноевропейских корней, еще через 10 лет центральноевропейские страны Польша и Венгрия, а также балтийские государства Эстония, Латвия и Литва.
В некоторых случаях разделение на взгляды и ценности может быть радикальным. Например, почти во всех странах Центральной и Восточной Европы менее половины взрослых заявляют, что готовы принять мусульман в качестве членов своих семей. Почти во всех странах Западной Европы более половины заявили, что готовы рассматривать мусульман в качестве членов своих семей. Подобное противоречие существует между Центральной/Восточной и Западной Европой в отношении готовности принять евреев в качестве членов семьи.
Отношение к религиозным меньшинствам в регионе тесно связано с различными взглядами на национальную идентичность. Находясь в сфере влияния Советского Союза, многие страны Центральной и Восточной Европы официально не давали религиозного выражения в социальной сфере. Для большинства жителей бывшего Восточного блока она сегодня является важной частью их национальной идентичности (как для католиков, так и для православных).
В Западной Европе большинство людей не считают религию важной частью своей национальной идентичности. Во Франции и Великобритании, например, большинство считает, что быть христианином не является важной частью французского или британского образа жизни.
Конечно, не все европейские страны полностью отражают эту модель. Например, Чешская Республика была частью Восточного блока и частью мощного нерелигиозного государства. По сей день мало кто из чехов скажет, что христианство является важным элементом их национальной идентичности. Однако большинство чехов говорят, что они не готовы воспринимать мусульман как часть своей семьи, и только половина готова принять евреев. Также в странах Балтии — Латвии и Эстонии — большинство считает, что принадлежность к христианству (особенно лютеранству) не имеет ничего общего с их национальной идентичностью. Тем не менее, относительно небольшое число людей заявило, что они готовы принять мусульман в качестве членов семьи и соседей.
Общая закономерность между Востоком и Западом прослеживается и в отношении по крайней мере еще одного показателя национализма — демонизации культуры. В ходе опроса респондентов просили согласиться или не согласиться с утверждением «наши люди не идеальны, но наша культура превосходна». За некоторыми исключениями, жители Центральной и Восточной Европы в целом склонны считать свою культуру выше других. Все восемь стран, где придерживаются этой точки зрения, находятся на Востоке: Греция, Грузия, Армения, Болгария, Россия, Босния, Румыния и Сербия.
Вместе эти и другие вопросы о национальной идентичности, религиозных меньшинствах и культурном превосходстве, похоже, указывают на европейскую дихотомию, с большим религиозным национализмом на Востоке и принятием мультикультурализма на Западе. Другие вопросы исследования указывают на дальнейший «ценностный разрыв» между Востоком и Западом по таким ключевым социальным вопросам, как однополые браки и легальные аборты.
Во всех опрошенных странах Западной Европы большинство однополых браков и почти во всех этих странах легализованы. Совсем другое общественное мнение преобладает в Центральной и Восточной Европе, где большинство почти во всех исследованных странах выступает против законодательного разрешения браков геев и лесбиянок. Ни одна из исследованных стран Центральной и Восточной Европы не разрешает браки между людьми одного пола.


В некоторых случаях эти взгляды почти универсальны. Например, девять из десяти россиян выступают против однополых браков, в то время как аналогичное большинство в Нидерландах, Дании и Швеции поддерживают законные браки геев и лесбиянок.
Аборты в целом являются законными как в Центральной/Восточной, так и в Западной Европе, но существуют и региональные различия во мнениях по этому вопросу. В опрошенных странах Западной Европы, даже в тех, где сильно влияние католиков, таких как Ирландия, Италия и Португалия, более шести из десяти взрослых считают, что аборт должен быть легальным в большинстве случаев.
С другой стороны, на Востоке мнения разделились. Конечно, некоторые страны Центральной и Восточной Европы, такие как Чешская Республика, Эстония и Болгария, подавляющим большинством выступают за легальные аборты. Однако в некоторых других странах, включая Польшу, Россию и Украину, баланс продолжает оставаться на другой стороне, и респонденты в основном склоняются к тому, что аборты должны быть запрещены.
Согласно результатам опроса, региональные различия в Европе в отношении однополых браков, вероятно, сохранятся и в будущем. В большинстве регионов Центральной и Восточной Европы преобладание молодых людей, выступающих против легализации однополых браков, меньше, чем среди представителей старшего поколения.
Например, 61% молодых эстонцев (в возрасте 18-34 лет) выступают против легализации однополых браков в своей стране, по сравнению с 75% среди тех, кому 35 лет и больше. Однако, исходя из этих данных, молодые эстонцы в шесть раз чаще выступают против однополых браков, чем пожилые датчане (10%). Такая картина наблюдается во всем регионе. Молодые люди почти во всех странах Центральной и Восточной Европы, как молодежь, так и взрослые, гораздо более консервативны в этом отношении, чем западноевропейцы.
Более того, в большинстве стран Центральной и Восточной Европы молодежь не так охотно принимает мусульман и евреев, как их более старшие соотечественники.
В результате молодые поколения в Центральной и Восточной Европе гораздо реже принимают мусульман и евреев в качестве членов семьи, чем их сверстники в Западной Европе. Например, 36% польских взрослых в возрасте до 35 лет заявили, что они готовы принять мусульман в качестве членов своей семьи. Это намного меньше, чем две трети взрослых французов, которые заявили, что готовы принять мусульманина в качестве члена своей семьи.
Таковы некоторые результаты опроса Pew Research Centre, проведенного в Центральной и Восточной Европе в 2015-2016 годах и в Западной Европе в 2017 году. Ранее Обсерватория уже публиковала подробные отчеты об исследованиях «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» и «Христианство в Западной Европе». Многие вопросы, заданные в обеих областях, были схожими, что позволило провести сравнение в данном отчете.

